Кто должен делать межевание многоквартирного дома

Содержание

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Кто должен делать межевание многоквартирного дома

Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка».

Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, – исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка .

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

№ 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности
ДиректорДепартамента недвижимости А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации – регионом, состоящий в муниципальной собственности – муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083487/

Межевание придомовых территорий многоквартирного дома

Кто должен делать межевание многоквартирного дома

Чтобы хорошо понимать, о каком межевании идет речь, необходимо разобраться с базовым вопросом – что такое придомовая территория многоквартирного дома?

Когда жилец заселяется в квартиру, он зачастую даже представления не имеет, что стал счастливым собственником земельного участка. Это долевая часть коллективной собственности. Придомовая территория – земля вокруг дома. К ней относятся:

  • игровые детские площадки;
  • спортивные площадки;
  • пешеходные тротуары;
  • проезды между соседними дворами;
  • тротуары к подъездам;
  • котельные для обогрева дома;
  • хозяйственные помещения, необходимые для обслуживания МКД;
  • автостоянки для жильцов, арендаторов;
  • трансформаторные подстанции;
  • скверики для отдыха.

Дом всегда граничит с другими жилыми домами, арендаторами различных помещений, производственными объектами. Все они имеют свой земельный участок. Часто можем видеть, как разительно отличается один двор от другого.

В одном – детские качели, красивый скверик для отдыха, спортивные площадки, а в другом – постоянно что-то копают, ломают, строят. Почему так? Потому что одни – хозяева на своем участке, а другие – понятия не имеют, какой он этот участок.

Для того чтобы определить фактические территориальные границы каждого, нужно провести межевание придомовой территории многоквартирного дома.

Цель проведения межевания

Как провести межевание земельного участка многоквартирного дома? Само по себе пользование всеми благами придомовой цивилизации и проживание в доме еще не значит, что вы имеете право на эту собственность. Все мы не раз были свидетелями печальных историй.

Подъезжает строительная техника и из зеленого скверика за считаные часы делает котлован. Возмущенным людям показывают разрешительные документы на строительство. Пока идет разбирательство – мини или супермаркет готов принимать покупателей. После этого сделать что-то уже невозможно. Таких варварских историй сколько угодно. Как предотвратить такие ситуации, как защитить себя от них?

Надо оформить в собственность придомовую территорию. Владельцы квартир вправе сами определять, какая площадь земли им необходима для полноценного обеспечения своей жизнедеятельности.

Но это решение нужно будет согласовать с местными органами власти.

Администрация, куда поступит обращение жильцов, будет рассматривать возможность выделения территории вокруг их здания, руководствуясь нормами законов Российской Федерации.

Положительные стороны оформления придомовой территории в собственность:

  • без согласования с жильцами дома больше никто не имеет права проводить какие-либо строительные работы – устанавливать магазины, строить автозаправки и автостоянки, строить новые дома, если даже позволяет площадь придомовой территории;
  • получение прибыли от сдачи площадей сторонним лицам. Прибыль потом распределяется на благоустройство двора: ремонт пешеходных тротуаров, озеленение, строительство игровых и спортивных детских площадок, на ремонт подъездов, устройство парковок;
  • включение в программу капитального ремонта. Из федерального бюджета деньги выделяются только домам, которые оформили землю, Федеральный Закон №185;
  • придомовая территория передается жильцам в коллективную собственность бесплатно.

Для того чтобы оформить землю в собственность надо пройти процедуру межевания придомовой территории многоквартирного дома.

Подготовка документов к межеванию

Начинать надо с проведения собрания жильцов дома. На этом же собрании, как рекомендуют специалисты, нужно создать ТСЖ. Территориальное сообщество жильцов – это некоммерческая организация, призвана координировать действия по защите их прав и управления МКД и прилегающей к нему территории.

ТСЖ по закону освобождено от уплаты налога и это тоже прямая выгода. Даже если в дальнейшем передадите управление профессионалам жилищно-коммунального хозяйства, мы уже рассмотрели выгоды от приватизации земли.

Если этого не сделать, то местные власти могут такую территорию отдать сторонним лицам. Вплоть до ее застройки. И противостоять этому жильцы не смогут, потому что право на этот участок у них не оформлено.

Не путать, когда необходимо две трети . Это нужно при решении, чтобы осуществить постройку или что-то организовать во дворе дома.

На этом же собрании выбирается доверенное лицо, через которого будут проводиться интересы коллектива дальше. Обычно доверенным лицом назначается избранный председатель сообщества.

Потом проводятся публичные слушания, в которых принимает участие комиссия администрации.

На этих слушаниях присутствуют представители соседних домов. Это делается с целью урегулирования конфликта интересов соседствующих сторон. Собрание членов МКД, публичные слушания занимают по времени от одного до трех месяцев.

После проведения этих мероприятий представитель предоставляет Кадастровому комитету пакет документов:

  • заявление о формировании участка и необходимости размежевания придомовой территории (образец можно взять из интернета);
  • технический паспорт на дом;
  • протокол решения собрания со списком участников с паспортными данными, а также данными об их недвижимости;
  • доверенности, заверенные нотариально с теми же данными;
  • схема долевого разделения между жильцами.

Чтобы определить бесспорные границы межевания, нужно будет заказать проектный план межевания ППМ. Его могут сделать кадастровые инженеры. Это специалисты высокой квалификации, имеющие лицензию на проведение такого рода работ. Исполнение такой документации по времени от двух до четырех месяцев. Процедура эта – платная.

Стоимость такой работы может быть различной. Нижний предел от 10 до 30 тысяч, а средняя оплата составляет 20 тысяч рублей. Это зависит от объема работ, который определяет кадастровый инженер. Цена формируется объемами работ, которые надо проводить на этом объекте: конфигурация участка, величина его площади, объем необходимой документации.

Межевание придомовой территории МКД должны делать по закону местные органы самоуправления. Но зачастую начинается волокита, отказ решать этот вопрос, аргументированные недостатком финансирования и отсутствием бюджетных денег. Чтобы ускорить процедуру оформления, эти расходы берут на себя жильцы.

Закон не запрещает собственникам жилья в МКД самим заказывать межевание придомового земельного участка. Руководствуясь положениями статьи 305 ГК РФ, если у них есть правоустанавливающий документ на участок земли вокруг дома, они имеют право защищать свои интересы по вопросам использования этой площади.

Изготовление проекта и межевание

Межевым проектом будут учтены и согласованы все вопросы, связанные с землепользованием. Выполнены все требования жилищного, градостроительного, земельного кодексов России. Будет согласование с генеральным планом архитектурной застройки города.

В межевом плане многоквартирного дома еще на начальном этапе застройки должны быть нанесены границы участка. Если их нельзя найти, то границы на план наносятся по факту используемой территории.

Расчеты площади производятся с учетом требований по землепользованию ст.36 Земельного Кодекса РФ и требований градостроительного кодекса.

После изготовления проекта он должен быть согласован со всеми граничащими субъектами – МКД, арендаторами соседних площадей. Далее, опять собранием жильцов подтверждается согласие со схемой межевания.

После этого проект предоставляется местной администрации на утверждение.

Согласованный и утвержденный администрацией проектный план межевания записывается на диск. Кадастровый инженер сдает его в государственный орган регистрации в электронный архив. Срок хранения там до трех месяцев. В этот период воспользоваться им могут только два человека – кадастровый инженер и уполномоченный представитель МКД.

Кадастровый инженер вместе с геодезистом по периметру участка должны провести разметку его границ. Вбиваются колышки (металлические) с нанесенными на них координатными отметками.

Кадастровая палата информацию об участке, записанную на диске, на протяжении десяти дней ставит на учет. Документу присваивается идентификационный номер.

По истечении этого времени участок считается отмежеванным в обозначенных границах.

Регистрация в Росреестре

Для того чтобы жилой дом был включен в государственную программу капитального ремонта и реконструкции жилья, необходимо, чтобы сведения о земле были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ЕГКН. Предоставляем в Росреестр документы:

  • личный паспорт доверенного представителя;
  • заявления о государственной регистрации и регистрации в Кадастровой палате;
  • квитанцию об оплате госпошлины (оплата взимается с каждого дольщика);
  • протокол собрания о формировании участка;
  • документы о праве собственности жильцов дома;
  • протокол собрания с указанием доли каждого в коллективной собственности.

После регистрации получаете свидетельство о праве собственности на землю. Процесс признания земли собственностью жильцов не простой и не очень быстрый. Но если взвесить все за и против, то чашу весов перетянет оформление собственности. Плюсы от такого решения значительно весомее.

Причины возникающих споров и их решение

Чаще всего причины земельных споров, возникающих между собственником придомовой территории и посторонними лицами, были заложены задолго до того, как начали межевать придомовой участок. Эти споры вполне укладываются в следующую классификацию.

Участники конфликтаПричина споровВозможность решения
Частные предпринимателиНезаконные постройкиОбоюдное согласие. Решение через суд
АдминистрацияНарушение владельцем правил застройки. Договора, заключенные администрацией ранееОбоюдное согласие. Решение через суд
Организации, обслуживающие коммуникационные сетиВладелец нарушил правила безопасности охранных зонВыполнить требования безопасности охранных зон коммуникационных сетей
Управляющие компанииНарушение тарифов по содержанию домовой территорииСудебное решение
Соседние граничащие субъектыОбоюдное нарушение границ межеванияОбоюдно согласованное решение

Рассмотрим эти конфликтные ситуации. Посторонние люди, не имеющие никакого отношения к МКД, владеющего придомовой площадью земли, построили на ней какие-то сооружения. Это могут быть магазины, мастерские, автостоянки или развлекательные объекты. Как правило, у них нет оформленных должным образом документов на возведение таких сооружений.

Что в таких случаях можно сделать? Прежде всего, нужно узнать, есть ли у них правоустанавливающие документы. Посмотреть – какие. Скорей всего это будут договора аренды участка земли с органами местного самоуправления. Арендную плату с такого участка получает местная администрация.

Жильцы дома могут решить вопрос о перезаключении договора с владельцем помещения и аннулировать прежний договор. Таким образом, дополнительные финансовые поступления пойдут на нужды сообществ. Если договориться с администрацией не получилось, необходимо решать дело с участием суда.

Судебное решение понадобится для сноса незаконно возведенных построек, если у хозяев нет разрешительных документов. Но бывает, что участок земли, принадлежащий ТСЖ по праву собственности, был оформлен на третье лицо.

Разрешительные документы тоже имеются. Тогда при подаче заявления для судебного разбирательства будет назначена судебно-строительная экспертиза. Выводы строительной экспертизы будут приложены к иску.

Если судебное решение будет не в пользу жильцов многоквартирного дома, то тогда есть возможность установить сервитут на данный участок. Он необязательный и может быть установлен по обоюдному согласию или по решению суда. Теперь владелец вынужден будет выплачивать арендную плату.

Земельные споры могут возникать с администрацией, если владелец придомовой территории в нарушение градостроительного плана начал несогласованное строительство. В этом случае можно решить вопрос без участия суда. У организаций, обслуживающих коммуникации – тепловые, электрические, газовые сети в случае постройки в охранной зоне сооружений, препятствующих обслуживанию систем.

Чтобы не было конфликтов с управляющей компанией – после межевания пересмотрите все тарифы на обслуживание. С соседями может возникнуть спорная ситуация, например, если поставлен забор и шлагбаум, и в результате перекрыт проезд в соседний двор.

Во всех случаях возникновения конфликтных ситуаций есть выход. Можно решить все возникающие вопросы согласованием двух сторон или суд примет решение, руководствуясь законом.

Часто задают вопрос: «Можно ли возводить на придомовой территории те или иные сооружения?». На таких площадях можно возводить сооружения, называемые временными, то есть не имеющими фундамента.

Возведение любых сооружений, у которых основанием служит фундамент, без разрешения отдела архитектуры – запрещено.

При необходимости что-то построить на придомовой территории нужно провести собрание коллектива и выработать совместное решение. Проконсультироваться в местной администрации. Теперь можно составить самому «дорожную карту» на пути межевания.

Переводите в собственность придомовую территорию (свои дворы), облагораживайте их, озеленяйте, стройте детские площадки. Пусть в ваших дворах звучит задорный смех детей и царит в них радость и покой.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/mezhevanie/pridomovyh-territorij.html

Что нужно знать москвичу о межевании

Кто должен делать межевание многоквартирного дома

В Москве полным ходом идёт работа по оформлению земли под многоквартирными домами. До конца года специалисты департамента городского имущества планируют завершить межевание кварталов столицы, что даст возможность быстрее и качественнее определять границы отдельных участков.

Почему процесс землеустройства в Москве так ускорился? В первую очередь, этого требуют сами горожане – совладельцы земельных участков под многоквартирными домами. Объединившись в товарищества собственников жилья (ТСЖ), они стали коллективными владельцами не только нежилых помещений, но и придомовой территории.

Но если с помещениями всё ясно – известны их площади и порядок использования, то с землёй, подчас, возникают проблемы. Не везде чётко определены границы участков, возникают споры с жильцами соседних домов. Дворникам непонятно, до каких пределов убирать дворы, управляющим компаниям – как благоустраивать территорию.

А главное, некому жаловаться, если близ дома вдруг появился гараж, торговый павильон или стихийная парковка: нет границы – нет оснований для жалоб на её нарушение.

Многие жильцы хотели бы сегодня нормально обустроить парковки, огородить придомовую территорию от нежелательного вторжения, самостоятельно обустраивать детские и спортивные площадки. На всё это они имеют право – но лишь в том случае, если проведено межевание участка и получен кадастровый паспорт.

Что такое межевание в городе и для чего оно производится?

К каждому многоквартирному дому относится земельный участок. Как и нежилые помещения в самом доме, он является общей собственностью жильцов, объединённых в товарищество собственников жилья (ТСЖ). Межевание – это определение границ этого участка, необходимое для того, чтобы сообщество жильцов могло реализовать свои права на землю.

Кому нужно межевание в первую очередь, и как собственники могут использовать участок?

В первую очередь, межевание необходимо самим жильцам многоквартирного дома, коллективным собственникам земельного участка.

Зная границы своего участка, получив кадастровый паспорт, сообщество собственников может управлять и распоряжаться им: решать вопросы по благоустройству территории, размещению спортивных, детских, хозяйственных площадок, малых архитектурных форм, парковки, сооружению ограждений и т. п. Без согласования с жильцами не может быть решён ни один вопрос использования участка.

Кроме того, межевание позволит определить чёткие границы ответственности управляющей компании за содержание общего имущества (благоустройство, покос травы, рубка и посадка зелёных насаждений, уборка мусора и т. д.).

Какое бывает межевание и как оно производится?

Существуют два основных вида межевания – межевание отдельных участков и квартальное межевание. Приоритетным является именно квартальное межевание – комплекс градостроительных и проектировочных работ.

Проект межевания территории квартала содержит в себе: план межевания квартала, данные об элементах застройки, различные технико-экономические расчеты и данные, по проекту необходимые для межевания территории.

Соответственно, межевание отдельных участков, относящихся к многоквартирным домам, следует производить так, чтобы результат не противоречил плану межевания квартала – иначе ТСЖ могут не выдать кадастровый паспорт. Чаще всего так происходит, если при межевании участка не учтены границы улично-дорожных сетей, смежных участков или отчуждённых территорий.

Проекты разделения (межевания) земель застроенных территорий города осуществляются по заказу Департамента земельных ресурсов г. Москвы. Основанием для разработки являются Земельный, Градостроительный и Жилищный кодексы РФ.

Регистрация прав на земельные участки, находящиеся на территории города Москвы, осуществляется Управлением Росреестра по Москве после их формирования и постановки на государственный кадастровый учёт.

Что будет если межевание не сделано?

Если не проведено межевание и не оформлено право собственности на участок, у жильцов многоквартирного дома могут появиться серьёзные проблемы. А именно:

– близ дома, без согласования с жильцами, могут появиться временные или капитальные сооружения – стоянки, гаражи, кафе и рестораны, объекты торговли и т. д.;

– не будет оснований требовать с УК и других эксплуатирующих организаций чёткой схемы благоустройства, вывоза мусора, озеленения, строительства детских и спортивных площадок;

– дом не будет включён в программу капитального ремонта за счёт средств бюджета – капитальный ремонт можно будет сделать только за счет средств собственников;

– могут возникнуть земельные споры с собственниками смежных участков, что повлечёт за собой конфликты и большие судебные издержки.

Всего этого удастся избежать, если правильно и своевременно провести межевание и чётко определить границы земельного участка под многоквартирным домом.

Как принимается решение о межевании?

На общем собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение о формировании земельного участка с целью возникновения права общей долевой собственности. Собранию предстоит также выбрать представителя собственников, который уполномочен обратиться в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка под многоквартирным домом.

Порядок проведения общих собраний, ания и принятия решений определён статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ. Решения общего собрания по вопросам, поставленным на ание, принимаются 50 процентами от общего числа собственников в многоквартирном доме.

Как быть, если в доме есть встроенно-пристроенные помещения, принадлежащие юридическим лицам?

Как правило, сообщество собственников сдаёт в аренду или продаёт встроенно-пристроенные помещения юридическим лицам (под магазины, объекты бытового обслуживания и т. п.).

Если юридическое лицо является собственником такого помещения, оно имеет право принимать участие в работе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, участвовать в принятии решения в отношении формирования земельного участка.

Жилищным законодательством в отношении формирования земельного участка предусмотрены равные права для всех собственников помещений – как жилых, так и нежилых.

Можно ли будет огородить отмежеванную территорию?

Можно. Право на это собственникам даёт постановление Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

Решение об установке ограждающих устройств на придомовых территориях многоквартирных домов принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме и согласовывается советом депутатов муниципального округа.

Как рассчитывается размер земельного налога?

Получив кадастровый паспорт, собственники помещений в многоквартирном доме автоматически становятся плательщиками земельного налога в соответствии с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ.

Если земельный участок сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.

Исчисление налога осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 392 Налогового кодекса РФ.

Льготы по земельному налогу могут быть предоставлены следующим категориям собственников:

– Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалероам ордена Славы;

– инвалидам, имеющим I группу инвалидности, а также лицам, имеющим II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

– инвалидам с детства;

– ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий;

– лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законами РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

– лицам, принимавшим в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

– лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Алгоритм определения размера налогообложения за придомовую территорию, взятую в собственность после утверждения межевания

Для определения суммы налогообложения следует открыть Постановление Правительства Москвы с действующими результатами государственной кадастровой оценки земель города Москвы (на данный момент 670-ПП от 27.11.2012г.)

У каждого квартала есть свой кадастровый номер, прописанный в Постановлении. Находим свой квартал, например 3-4 Коньково. Стоимость кв.м. для жилья средней и высотной застройки составляет 79040 руб. (в соответствии с 670-ПП).

Умножаем ставку на тысячный процент и получаем стоимость налогообложения за 1 кв.м. в год (в соответствии с законодательством).

Полученное значение умножаем на площадь участка по проекту межевания для определения суммы за участок всего жилого дома (например, 3500 кв. м)

Пример расчета

79040*0,001=79 руб./кв. м

79 руб./кв. м*3500 кв. м=276 000 руб. с дома в год

Делим полученное значение на доли собственников.

__________________________________________________________________

Средний показатель по Москве таков:

1 кв. м собственности = 1 кв. м участка

Например, если у собственника квартира площадью 100 кв.

м, то:

100 кв. м*79 руб.= 7 900 руб./в год

Получается: 7 900 рублей в год с квартиры площадью 100 кв. м в данной в указанном районе.

Как организуются автопарковки на отмежёванной территории?

Решение о том, как использовать участок у дома, принимается на собрании владельцев. Для организации парковки необходимо согласие двух третей собственников. Если в доме пешеходов больше, чем автомобилистов, это может стать серьезной проблемой. Потому при распределении пространства у дома инициативной группе по созданию парковки стоит найти вариант, который устроил бы всех соседей.

После того как протокол общего собрания будет составлен, а участок отмежёван и выделен в общую долевую собственность, глава инициативной группы может обратиться в районный орган по земельным ресурсам и землеустройству (комитет или департамент) с просьбой выделить участок под автостоянку.

При обращении в государственные органы по вопросу организации стоянки на руках жильцов должны быть:

— протокол со всеми подписями жильцов, согласных на создание автостоянки;

— справка о составе и размерах площадей многоквартирного дома, выданная местным управлением инвентаризации и оценки недвижимости или службой, его заменяющей и полномочной выдавать такие сведения.

Имеют ли отдельные собственники (ветераны, инвалиды и т. п.) льготы при размещении некапитальных гаражей на отмежёванной территории?

Федеральное законодательство не закрепляет обязанность органов исполнительной власти города Москвы предоставлять земельные участки для размещения некапитальных гаражей льготным категориям граждан. Согласно постановлению Правительства Москвы от 13.11.

2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством», места для размещения автотранспорта льготным категориям граждан могут быть организованы уполномоченными органами власти Москвы в парковочных «карманах» с нанесением соответствующих обозначений, указывающих, что эти места закреплены за льготными категориями граждан. Предоставлять ли отдельные места льготникам на отмежёванной территории многоквартирного дома, решает общее собрание жильцов.

Какими основными документами регламентируется порядок межевания и использования отмежёванной территории?

  1. Земельный кодекс РФ.

  2. Жилищный кодекс РФ.

  3. Градостроительный кодекс РФ.

  4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

  5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Источник: https://konkovo.mos.ru/presscenter/news/detail/854655.html

Простыми словами: межевание территории многоквартирных домов

Кто должен делать межевание многоквартирного дома

В январе этого года при администрации Великого Новгорода была создана рабочая группа для определения возможности перераспределения земельных участков под многоквартирными домами, исключения из границ земельных участков проездов к муниципальным учреждениям и их объектам, другим многоквартирным домам. В её состав вошли представители комитета архитектуры и градостроительства, комитета по управлению ЖКХ, комитета по строительству, контрольно-административного управления мэрии, МБУ «Городское хозяйство», депутаты гордумы и др.

На данный момент состоялось уже шесть встреч рабочей группы. По словам руководителя комитета архитектуры и градостроительства Евгения Жилина, новгородцы начали намного активнее интересоваться темой межевания около года назад. Ранее, когда с 2008 по 2012 годы администрацией города выполнялись проекты межевания, далеко не все собственники посещали предварительные публичные слушания.

«ВНовгороде.ру» разбирается, почему важно провести межевание территории, прилегающей к дому, и какие у этой процедуры есть минусы.

Что такое межевание?

Согласно определению, это геодезический способ определения границ земельного участка в горизонтальной плоскости. Говоря проще, после межевания собственники чётко знают, какая часть придомовой территории им принадлежит, и это зафиксировано документально. Важно понимать, что проект межевания и проведение межевания – разные вещи.

Зачем это нужно?

В соответствии с ФЗ-№189 межевание – один из шагов на пути к оформлению земли в собственность жильцов. Второй шаг – постановка на кадастровый учет. Это дает всем жильцам право на долю земли, пропорциональную доли занимаемой площади в доме.

После проведения межевания на участке могут быть оборудованы автостоянка, детская площадка, хозяйственные постройки, поставлено ограждение и т.п. Кроме того, эта процедура определяет зону ответственности управляющей компании в том, что касается уборки, благоустройства, состояния газонов и деревьев.

Только дома с произведённым межеванием могут участвовать в программе капитального ремонта.

От чего может защитить межевание?

Так жильцы могут отстоять свою территорию, когда возникает опасность незаконной застройки, открытия магазинов и кафе. Также можно увеличить расстояние от детской площадки до проезжающего транспорта.

Что делать, если на придомовой территории расположен какой-либо объект?

Как правило, владельцы объектов – магазинов или гаражей – заключают договор с муниципалитетом. При проведённом межевании жильцы могут оспорить право местной администрации получать арендную плату за использование этой земли. Если объект появился здесь нелегально, можно потребовать его сноса через суд.

А если в моём доме есть коммерческое помещение – на что имеет право его хозяин?

Если юридическое лицо является собственником помещения в вашем доме, оно имеет право голоса наряду с жильцами. При этом неважно, является ли это помещение жилым или коммерческим.

Кто должен это делать и оплачивать?

В новостройках эта обязанность возлагается на застройщиков – без этого они не смогут сдать объект. В старых домах межевание проводится по инициативе собственников помещений. Администрацией Великого Новгорода на бюджетные средства были разработаны проекты межевания.

Ими определены условные границы для территорий всех многоквартирных домов. Если жильцы хотят внести в проекты изменения, то нужно получить разрешение рабочей группы, после чего самостоятельно заказать и оплатить корректировки.

И уже потом на основании проекта проводится, собственно, процедура межевания – за неё также платят собственники.

Как провести межевание?

Сначала должно состояться общее собрание жильцов, на котором будут определены цели оформления земли. Межевание может быть проведено либо в минимальных пределах – по контуру дома, либо в максимальных, включая все прилегающие площадки.

Затем собственники обращаются в кадастровую организацию, специалисты которой согласуют схему с городской администрацией и предоставят готовый межевой план на электронном носителе. Жильцы должны передать его в Кадастровую палату, где участок в течение десяти дней будет поставлен на учёт.

Кроме того, специалисты установят на участке межевые знаки (столбики с номерными отметками) – они укажут точные границы территории.

Какие есть минусы?

Во-первых, за участок нужно будет платить земельный налог. Чем больше помещение, занимаемое жильцом, тем больше будет сумма. Законом предусмотрено частичное освобождение от налога некоторых категорий льготников. Во-вторых, после межевания на жильцов возлагается содержание и ремонт размещённых на участке объектов, в том числе дорог и тротуаров.

Как узнать, проходила ли межевание моя придомовая территория?

Эта информация размещена на сайте кадастровой палаты. Также можно сделать запрос в государственный кадастр недвижимости.

Что делать, если я считаю, что территория моего дома используется как общественная?

Обращаться в рабочую группу для определения возможности перераспределения земельных участков под многоквартирными домами, исключения из границ земельных участков проездов к муниципальным учреждениям и их объектам, другим многоквартирным домам.

Например, собственники обратились с просьбой исключить из границ участка проезд общего пользования между домами 63 корпус 1 и 65 корпус 2 по улице Большой Московской. По мнению жильцов, он является продолжением переулка, ведёт к канализационной насосной станции и потому должен относиться к муниципальной территории.

Таким образом собственники хотели бы восстановить границы, изначально заложенные в проект на стадии строительства дома. В этом году жильцы заасфальтировали проезд своими силами, с привлечением средств магазина, расположенного на первом этаже дома, но считают, что не обязаны делать это.

Однако рабочая группа заключила, что следить за этой дорогой должны собственники домов – и об этом они должны договориться сами.

С аналогичным предложением обратились собственники дома 2, корпус 1 по улице Заставной. Они считают, что по дороге мимо этого дома осуществляется проезд не только в другие дворы, но и к колледжу искусств. Члены рабочей группы сделали вывод, что этот маршрут не является единственным возможным и потому участок не должен быть передан муниципалитету.

Совсем другая ситуация сложилась с домом 4 по улице Козьмодемьянской. Тротуаром со стороны проезжей части пользуются не только жильцы дома, но и другие горожане, проходящие по нему из центральной части города. Поэтому решение принять этот участок в общегородские границы распространяется и на два близстоящих дома, мимо которых следует тротуар.

Застройка города сложилась таким образом, что через территорию одного дома ездят жильцы других.

Естественно, у собственников возникают вопросы, и они просят администрацию взять такой проезд на баланс, чтобы не ремонтировать его за свой счёт, – говорит Евгений Жилин.

– Однако рабочая группа создавалась для рассмотрения вопросов о дорогах, ведущих к детским садам и школам. Такие обращения получают только положительное решение, в случае, если данный проезд является основным.

Часто обсуждается также размещение площадок для мусорных контейнеров, которыми пользуются жильцы нескольких домов.

В том случае, когда горожане изъявляют желание ухаживать за городским участком, в комитете по управлению ЖКХ оформляется соглашение о закреплении прилегающей территории.

Каков порядок подачи обращения в рабочую группу?

Заявление направляется депутату по соответствующему округу либо в комитет архитектуры и градостроительства. Срок принятия решения составляет не более 30 дней. На основании решения рабочей группы дается поручение администрации Великого Новгорода.

Фото с сайта cottagemarket.ru и Алексея Сабельского

Источник: https://vnovgorode.ru/vse-novosti/nedvizhimost-i-zkh/6215-prostymi-slovami-mezhevanie-territorii-mnogokvartirnykh-domov.html

Блог

Кто должен делать межевание многоквартирного дома

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий. 

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования.

Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.