Как поставить построенный дом на кадастровый учет

Содержание

Оформить построенный дом в собственность 2020

Как поставить построенный дом на кадастровый учет

Закон дает четкое определение самовольной постройки в ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

 Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта,либо возведенные, созданные без получения на это необходимого уведомления о соответствии планируемого дома градостроительным нормам и правилам. Конечно необходимо оформить построенный жилой дом.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Иными словами, самовольная постройка в соответствии с действующим законом — любое строение вплоть до беседки, веранды, навеса, не говоря уже о сарае, бане, дачном домике и прочих.

Стоимость услуги оформления в собственность построенного дома — 50 000 руб. Срок исполнения 6 месяцев.

В услугу входят:

  • подготовка технического плана на дом (дополнительно 15 000 руб.)
  • подача уведомления об окончании строительства жилого дома
  • подготовка строительно-технического заключения эксперта для суда (дополнительно 20 000 руб.)
  • представление интересов заказчика в суде (дополнительно гос.пошлина 3 500 руб.)
  • подача документов на постановку жилого дома на кадастровый учет и регистрацию права собственности (дополнительно гос.пошлина 2 000 руб.)
  • присвоение дому почтового адреса
  • внесения адреса в Единый государственный реестр недвижимости

Когда можно признать право в суде

Как же оформить построенный жилой дом? Право собственности на самовольную постройку может быть  признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
  • если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

 Последствия неузаконенной постройки

В 2020 году рейды представителей местных администраций в Московской области по обнаружению незарегистрированных построек жителей участились.

Оно и понятно, кризис, бюджет нужно пополнять любыми возможными способами, среди которых подача исков о сносе, уведомления ИФНС о неуплате налога на незарегистрированный объект, начисление штрафов и т.д.

Иными словами власти побуждают нас регистрировать свои дома, бани, гаражи, беседки, веранды, пристройки в Росреестре, чтобы из них исчислялся дополнительный налог на недвижимое имущество в целях пополнения бюджета.

По понятным причинам многие собственники регистрировать свои постройки не хотят. Тем не менее каждый объект недвижимости подлежит государственной регистрации в Росреестре и является объектом налогообложения в соответствии с законом.

Жилой дом, построенный без уведомления о соответствии градостроительным параметрам (самострой) нельзя ни продать, ни подарить, такое строение не является объектом недвижимости и обладает признаками самовольной постройки, т.к. построено без необходимых документов.

Уже сейчас налоговики и представители Росреестра с администрацией ищут не только «утаенные от налоговой строения», но и вообще незарегистрированные  объекты. Минимущество Московской области периодически запускает квадрокоптеры, и таким образом «находит» неузаконенные постройки.

За два месяца с начала работы в Московской области нашли уже несколько тысяч неоформленных капитальных строений. В поиск попадают все объекты недвижимого имущества, такие как жилые дома, беседки, веранды, бани, гаражи, даже навесы.

Поэтому становится обязательным оформить построенный без разрешения жилой дом.

Как оформить построенный дом в собственность

Рассмотрим ситуацию, когда вы строите на земельном участке для ИЖС. Первым делом необходимо обратиться в администрацию с уведомлением о начале строительства жилого дома, который уже построен.

Как бы парадоксально это не звучало, но нам потребуется получить письменный отказ от местного исполнительного органа (Администрации), который нам обязательно пригодится в суде. Без официального отказа администрации суд ваше дело рассматривать не станет, это стоит помнить, т.к.

положительное решение судом может быть принято лишь только в том случае, когда исчерпаны все внесудебные рычаги решения вопроса.

После этого необходимо собирать документы для суда.

Вам потребуются правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство на землю, либо оригинал выписки из ЕГРН (с 2017 г).

Необходимо оформить технический паспорт нового дома в БТИ. Оформление технического паспорта потребуется для суда с целью определить площадь объекта, его технические характеристики, назначение и другую информацию.

Без технического паспорта невозможно заказать у эксперта техническое заключение о соответствии дома строительным и противопожарным нормам. Технический паспорт БТИ можно заменить на техническое описание, которое составляет кадастровый инженер.

Это значительно дешевле.

Проведение независимой экспертизы нового дома

Новый дом (пристройка) должна соответствовать всем параметрам, относящимся к жилым помещениям, предназначенным для круглогодичного проживания, удовлетворять всем требованиям безопасности граждан.

Строение не должно представлять угрозу соседним строениям и инженерным сетям, обладать признаками малоэтажного строения (не более 3-х этажей, не выше 12 м), а так же не нарушать прав и интересов третьих лиц.

Об этом, а также о расположении нового дома, делаются отметки в независимом экспертном заключении, которое необходимо заказать для судебного разбирательства.

От грамотного заключения эксперта зависит очень многое, а именно от сведений, содержащихся в заключении, судья будет делать вывод о возможности признания данного объекта соответствующим всем параметрам для постановки дома на кадастровый учет и регистрации на него права собственности. Поэтому, мы рекомендуем выбирать проверенную организацию, которая давно уже находится на рынке экспертных услуг.

До экспертизы нужно выяснить соответствует ли нормам жилое помещение, не нарушает ли оно прав третьих лиц, например, насколько близко строение располагается от соседнего участка, как настроены соседи (если менее 3х метров от границы забора) и т.д. Если найти компромисс не удается, то шансы признать право собственности на такой объект в судебном порядке очень малы.

Оформление искового заявления в суд

Основой для положительного судебного решения является грамотно составленное исковое заявление с приложением  необходимых документов. Следует отметить, что если будет неверно выбран предмет либо основание иска, либо не соблюден порядок обращения в суд — дело будет возвращено заявителю.

Кроме этого, в случае выбора неправильной стратегии решения вашего вопроса —  в будущем обратиться с таким же иском будет невозможно. По этому, если вы хотите сами оформить исковое заявление, нужно подойти к этому вопросу с особой ответственностью.  В интернете огромное количество образцов форм подобных документов.

Наиболее успешный вариант, привлечь к участию в деле опытного юриста который анализируя судебную практику оформит иск в полном соответствии с нормами ГПК.

Исковое заявление, как правило, подается в суд по месту нахождения самовольного строения.

Исковое заявление должно соответствовать всем требованиям норм ГПК РФ и содержать  данные об истце, ответчике, объекте недвижимости, быть мотивированным и содержать все необходимые доказательства, на которых истец основывает свои требования (принадлежность собственности истцу, технический паспорт на объект, заключение эксперта, ответы исполнительных органов, согласие соседей и т.д.

) Кроме этого, потребуется оплатить государственную пошлину, если истец не имеет льгот при ее оплате. В случае неполноты, либо сомнительности отдельных доказательств, суд вправе провести дополнительную экспертизу и оценку доказательств. Судебные экспертизы, как правило, стоят дороже внесудебных.

После подачи пакета документов остается запастись терпением и ждать назначения судебного заседания. В случае, если исковое заявление составлено в соответствии с нормами гражданского процесса, а также правильно собраны и приложены все документы, решение суд вынесет на первом же заседании.

На что нужно обратить особое внимание, чтобы оформить построенный без уведомления жилой дом и не потратить впустую время и деньги:

Важно: В случае оформления построенного без уведомления жилого дома стоит обратить внимание на 3 фактора:

1) категория земли, на которой построена самовольная постройка —  не должна запрещать строительство подобных сооружений.

2) земля должна быть оформлена в собственность лица, построившего самовольную постройку.

3) должны отсутствовать обременения при строительстве (газопровод, ЛЭП и т.д.), жилье должно соответствовать всем нормам безопасности для проживания, не нарушать права третьих лиц.

Источник: https://studiya-prava.ru/uslugi/oformit-postroennyj-dom/

Как поставить построенный дом на кадастровый учет

Как поставить построенный дом на кадастровый учет

Любой собственник, изъявивший желание приобрести, продать либо построить дом, обязан знать правовые стороны вопроса.

Известно, что право частной собственности наступает в полной мере только после государственной регистрации имущества.

Процедура является обязательной для каждого владельца и регулируется рядом нормативных и правовых норм, в частности ФЗ «О государственной регистрации объекта недвижимости».

Кадастровый учет – это информационная база России, в которой хранится вся информация по объекту недвижимости, включая градостроительные характеристики и данные о законном собственнике имущества.

Постановка дома на кадастровый учет подразумевает ходатайство владельца в подведомственный орган с целью внесения данных в кадастр и присвоения дому уникального номера. Отсутствие такого номера помешает регистрированию объекта в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), соответственно права частной собственности на жилье не возникнет.

Постановка дома на кадастровый учет: пошаговая инструкция

Законодательством определено несколько этапов по регистрации имущества. Условно их можно подразделить следующим образом:

  • заполнить заявление;
  • собрать документы;
  • оплатить налоговый сбор;
  • обратиться в государственный орган.

В качестве заявителя может выступать собственник жилья или представитель по доверенности на представление интересов владельца.

Шаг 1. Куда обратиться

  • Близлежащий кадастровый центр;
  • Многофункциональный центр (МФЦ);
  • отделение Росреестра.

Шаг 2. Способы обращения

  • Посетить уполномоченный орган лично;
  • подать заявку онлайн – на официальном интернет-ресурсе или воспользоваться порталом государственных услуг (для этого потребуется электронная цифровая подпись);
  • направить посредством почтовой связи, предварительно заверив копии документов у нотариуса.

Кроме того, законом о регистрации недвижимости предусмотрена выездная услуга. Вызывной прием осуществляется бесплатно и сейчас пока распространяется на собственников, признанных инвалидами, и ветеранов Великой Отечественной войны.

Шаг 3. Форма заявления

Заявку можно оформить на бумаге либо в электронной форме, это зависит от способа обращения. Бланк стандартного образца утвержден приказом Министра экономики № 529, его можно получить на месте обращения или скачать здесь:

В самом бланке необходимо заполнить личные данные, отметить основания для постановки на учет и указать перечень прилагаемых документов.

Шаг 4. Стандартный список документов

  • Паспорт;
  • межевой и тех. план (подробнее о межевом плане);
  • свидетельство возникновения права частной собственности: договор отчуждения; приватизация участка и др.);
  • акт обследования земли.

Здесь указан стандартный список, государственным органом могут быть затребованы дополнительные сведения, необходимые для установления законности прав обладания объектом собственности.

Шаг 5. Стоимость услуги

Процедура регистрации является платной услугой, и прежде чем сдать заявление с документами, необходимо оплатить госпошлину. Размер налогового сбора устанавливается директивами обновленного Налогового кодекса РФ в редакции от 1 января 2018 года, в зависимости от обстоятельств:

  • земельный или дачный участок;
  • основания возникновения прав (ипотека, дарение, купля-продажа, наследство и прочее).

Государственная регистрация, в результате сделки отчуждения сопровождается налоговым сбором в сумме 2000 р. Исключения составляют:

  • участок под домом, предназначенный для сельского хозяйства, приусадебного землепользования или ведения личного подсобного хозяйства и находящийся за городом – госпошлина составит 350 р.
  • строение на сельскохозяйственной земле, находящееся в общей собственности – доля каждого собственника по уплате госпошлины составит 100 р.

Данная тарификация не распространяется на регистрацию строений и домов, находящихся в составе паевого фонда, эти сделки сопровождаются налоговым обременением в 22 000 рублей.

Подробную информацию по тарифам госпошлин в 2018 году можно скачать здесь:

Шаг 6. Сроки рассмотрения обращения

В соответствии с нормами ФЗ о государственной регистрации объектов заявление рассматривается в сроки от 5 до 12 рабочих дней:

  • заявление на кадастр недвижимости (если процесс обособленный) – 5 рабочих дней;
  • одновременное обращение в ЕГРН и кадастр – 10 рабочих дней.

Если заявитель обращался через МФЦ, то в каждом случае прибавляется по 2 рабочих дня (7 дней – кадастр и 12 дней ЕГРН + кадастр).

По истечении указанных сроков, заявителю придет уведомление на указанный адрес (SMS, e-mail).Если государственный орган вынес удовлетворительное решение, следующим шагом будет получение выписки из ЕГРН (там зафиксировано присвоение уникального номера объекту):

  • в электронном формате (стоимость 300 рублей);
  • на бумаге (цена услуги – 750 рублей).

Решение о приостановлении

Уполномоченный орган имеет право приостановить учет дома в реестре, если в ходе рассмотрения обращения было выявлено одно из следующих обстоятельств:

  • лицо, указанное в качестве правообладателя, не является таковым;
  • обращение совершено ненадлежащим лицом (к примеру, представитель не приложил доверенность на представление интересов собственника);
  • информация в заявке недостоверна, содержание документов противоречат действующему законодательству;
  • отсутствуют нужные документы;
  • в документах стоят подписи неправомочных лиц;
  • объект обременен либо имеется ограничение прав;
  • нет подписи в бланке.

Приостановить рассмотрение могут не только по этим основаниям (в статье 26 ФЗ «О регистрации недвижимости» содержится 55 пунктов), но все они так или иначе связаны с недостаточностью либо неправомерностью представленных сведений.

Во всех указанных ситуациях государственный орган выносит решение о приостановлении, в котором указываются основания для приостановления, а также определяется дата устранения причин в срок, не превышающий 1 месяца.

Основания для отказа

Если заявитель не устранил недостатки, указанные в решении, кадастровый центр выносит отказ в регистрации недвижимости.

Обжалование в апелляционной комиссии

Согласно закону о кадастровой деятельности, заявитель может обжаловать решение о приостановлении в административном порядке, путем подачи соответствующего заявления в апелляционную комиссию при уполномоченном центре. Срок обжалования не должен превышать 1 месяца с даты получения решения следующими способами:

  • путем подачи заявления через интернет (портал Госуслуг, официальный сайт);
  • обратиться лично в государственный орган, принявший решение о приостановлении кадастрового учета.

Комиссия в составе должностных лиц и кадастровых инженеров рассматривает жалобу и принимает решение в срок, не превышающий 30 дней. Если комиссией вынесен отказ, повторное обращение не допускается.

Обжалование через суд

Оспорить неправомерность действий должностных лиц в судебном порядке можно только после отказа апелляционной комиссии. Для суда потребуются:

  • исковое заявление и копии доказательств (иск лучше регистрировать в 3-х экземплярах);
  • уплата госпошлины.

Источник: https://gbustkr.ru/info/kak-postavit-postroennyj-dom-na-kadastrovyj-uchet/

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N ОГ-Д23-3182 О порядке строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости

Как поставить построенный дом на кадастровый учет

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно соотношения понятий “объект недвижимости” и “объект капитального строительства”, а также по отдельным вопросам порядка строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости и объектов капитального строительства, и в пределах компетенции сообщает.

По общему правилу, объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, далее – Гражданский кодекс, Закон о кадастре, Закон о регистрации соответственно).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек относятся к объектам капитального строительства.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает предоставление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (части 2, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса), которое в силу положений статьи 25 Закона о регистрации, наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен этот объект, является основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не допускается.

Одновременно следует отметить, что положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрен ряд случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется.

Кроме того, в силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

В то же время, по мнению Департамента недвижимости, объекты, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, могут являться объектами недвижимости с последующей возможностью государственной регистрации прав на них, если такие объекты отвечают признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса, например, дачные и садовые дома.

Право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества в случае, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, положения которой также предусматривают необходимость подтверждения прав на земельный участок, на котором расположен такой объект.

В силу положений части 9 статьи 25 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, для строительства которого выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации, в рамках взаимодействия органа кадастрового учета и регистрирующего органа. Правила указанной части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов.

При этом следует отметить, что положения главы V.

6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с нормами указанной главы Земельного кодекса, регулируют отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают принятие распорядительных актов. Разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку такое решение не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.

Учитывая изложенное, регистрация права собственности на объекты, обладающие признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса, в настоящее время не представляется возможной.

Вместе с тем обозначенный вопрос урегулирован в положениях статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Минэкономразвития России разъясняет отдельные вопросы порядка строительства, кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости и объектов капстроительства.

В отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет, и права на них подлежат госрегистрации.

Строительство таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Завершение строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию. Если объект не учтен в госкадастре, его госрегистрация не допускается.

По мнению Министерства, возможна госрегистрация объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство (напр. дачные и садовые дома).

При этом необходимо подтверждать право на земельный участок, на котором расположен такой объект.

Постановка последнего на кадастровый учет осуществляется на основании декларации о нем, представленной вместе с заявлением о госрегистрации права.

При этом отмечено, что разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит госрегистрации. Поэтому регистрация права собственности на такие объекты в рамках реализации положений Земельного кодекса в настоящее время не представляется возможной.

Указанный вопрос урегулирован в новых положениях Закона о госрегистрации недвижимости, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71274988/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.