Кадастровый инженер земельный участок под мкд

Блог

Кадастровый инженер земельный участок под мкд

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий. 

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования.

Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

А ваш земельный участок под мкд. сформирован или образован. правовые последствия поправок. кто теперь в плюсе?

Кадастровый инженер земельный участок под мкд

Кажется такая очевидная и понятная тема. Живешь в доме, а значит имеешь долевую собственность в земельном участке под ним.

Но это вовсе не так.

Споры и злопыхания в это сфере, не затихают уже долгое время. И накопили тонны судебных решений, актов, выводов – рассуждений.

Последние весомые и имеющие реальные последствия поправки, как для собственников так и для муниципальных властей. Были приняты 02.08.2019г. посредством ФЗ 267. Который в своем многостраничном теле внес поправки в статью 16 ФЗ 189.

Изменил/поправил он следующие:

-“Формирование” земельного участка (ЗУ), заменил на “Образование“;-Теперь для “Образование” ЗУ не нужен, факт обращения(заявления) собственника помещения в МКД. Обязаны сделать и без него;-Все установленные законом действия совершают органы госвласти или органы местного самоуправления (ОМСУ). И для этого они получили дополнительные права и обязанности.

Чтобы лаконичней “размотать” эту многолетнею проблему. Обратимся к её истокам.

Ещё во времена “до исторического материализма”. Когда наш законодатель принимал Земельный, а затем и Жилищный кодекс. В процессе ввода ” в жизнь”, Жилищного при помощи ФЗ 189 . Он указал, что ЗУ это обще долевая собственностьсобственниковпомещенийв многоквартирном доме.

Но при этом, он не указал(забыл) срок(момент) наступления данного события!

И это породило, свободное толкование данного тезиса, в такой форме. Если МКД твой, то и участок под ним тоже твой.

Но это не так. Как раз в ФЗ 189 и указано, что ЗУ становится обще долевой собственностью, только с момента постановки на кадастровый учет.

Вот так. И то, что ты имеешь недвижимость в этом доме и ходишь по этой земле, ничего перед законом не значит. Это надо понимать.

Ведь право пользования и право собственности. Это совершенно не равноценные вещи.

Право пользования возникает сразу как ты заселился в дом и ходишь по этому участку.

Право собственности – это не только возможность пользоваться, но и распоряжаться, в соответствии с нормами законов конечно.

Для справки уточню. Право собственности в РФ возникает, только после проведения регистрации, а не самого факта покупки объекта.

НО, как раз для земельного участка под МКД сделано исключение. ТУТ не с момента регистрации, а с момента поставки на учет.

Изначально предполагалось, что собственники(жильцы) каким-то образом сами соберутся и подадут заявления. И это при том, что сама эта обще долевая собственность не выделялась в натуре. И в “каком месте” мои метры квадратные было не ясно.

Но сразу возникли “технические” проблемы.

  • У кого-то участок был сформирован сразу под несколько домов.
  • Где-то оформлен в “старых” координатах..
  • Иное.

И вот в августе 2019 решили этот гордиев узел, разрубить посредством поправок в законы.

И заменили “Формирование” на “Образование“. Вроде бы “масло-маслянное”, но не тут то было, последствия оказались зубодробительными и для муниципалитетов и для простых граждан.

Земельный кодекс описывает и поясняет “Образование” в (ст. 11.2).

Суть, участок должен быть выделен, как отдельный объект учета, под один конкретный дом.

А ст.16 п. 4указывает, что

Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.

И средства (деньги) на эти мероприятия они должны изыскивать сами. Об этом четко говорит ПП 491 – без взимания оплаты с собственников.

И в том, числе и при отсутствии факта обращения самого собственника за этим “образованием”.

ОМСУ в принимают решение, уведомляют об этом собственников (сайт, стенды..).

И игнорировать у них это не получится, потому что в ст.16 п. 4 указано четко:

… В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом .. в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Устранять они теперь это обязаны. К примеру так – провести размежевание конкретного МКД, пойти в суд и прекратить права собственности застройщика, иных лиц владеющих правом собственности до передачи квартир собственникам

А так как сроки не установлены, то это значит, что событие уже наступило. И если не “Образование” не выполнено , это повод обратиться в контролирующие исполнения законодательства органы (прокуратура).

ДА, если “без меня меня женили”. ОМСУ образовали участок под Ваш МКД, а он Вам “не нравиться”. Можно подать в суд, срок давности там от 6 месяцев до 3-х лет, в зависимости как сформулируете иск.

Бремя доказательства при этом ложится на ОМСУ , но лучше самому подготовить аргументацию, опираясь на СНИПы, САНПины и пр.( зоны освещения, парковки, благоустройство ..) .

И в суд идет только собственник, а не УК или ТСЖ, достаточно одного заявления.

Не забывайте (проверяйте) есть кадастровый паспорт, а есть кадастровый паспорт образованного участка.

Можно запросить в кадастровой палате, а можно посмотреть в публичной кадастровой карте.

Свой кадастровый номер узнаете в РОСРЕЕСТРЕ.

Как найдете посмотрите существенные условия:

-Целевое назначение – для эксплуатации .. МКД (не для строительства);-Право собственности – обще долевое (не публичное, федеральное, муниципальное..).

Ну во общем-то все.

Да ПЛЮСы

– Теперь не надо самому “суетиться”. Все организуют и оплатят органы государственной власти.

МИНУСы

После их “помощи” контейнерная площадка может перекочевать с муниципальной земли на вашу. Им теперь ничего не мешает делать карту по своему усмотрению. Согласно ими же и разработанному проекту межевания территории, к примеру квартальному.

Спасибо за внимание.

Если было интересно поддержите пожалуйста лайком и подпиской.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhkkh/a-vash-zemelnyi-uchastok-pod-mkd-sformirovan-ili-obrazovan-pravovye-posledstviia-popravok-kto-teper-v-pliuse-5dcd2bc60d78616983a86fba

Кадастр для ЖКХ: формирование земельного участка под многоквартирным домом

Кадастровый инженер земельный участок под мкд

Межевание придомовой территории несет в себе ряд преимуществ для собственников жилья и управляющих организаций (товариществ собственников жилья). Во-первых, формирование земельного участка с четко определенными границами это гарантия от уплотнительной застройки.

Во-вторых, коммунальные службы должны будут согласовывать проведение ремонтных работ с управляющей организацией (ТСЖ), а в случае нанесения ущерба асфальтовому покрытию компенсировать его. В-третьих, оформленную придомовую территорию можно будет законно оградить от сквозного проезда или парковки сторонних машин.

При этом межевание позволит сдавать парковку придомовой территории в аренду путем формирования части земельного участка.

После формирования земельного участка ответственность за состояние асфальтового покрытия будет возложена на собственников жилья, поэтому целесообразно оформлять придомовую территорию после проведения муниципального благоустройства.

Для начала приведем правовые основы оформления придомовой территории. В соответствии со ст.

36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности «земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты». В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.

2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

Таким образом, вначале управляющая организация (товарищество собственников недвижимости) заключает с организацией осуществляющей кадастровую деятельность договор подряда на выполнение кадастровых работ. Принятие отдельного решения на общем собрании собственников помещений для оформления земельного участка под многоквартирным домом не требуется.

Возможность формирования земельного участка за счет средств муниципального бюджета присутствует, однако на практике именно управляющие организации (товарищества собственников жилья) как инициаторы оплачивают проведение кадастровых работ.

По результатам выполнения договора подряда кадастровый инженер предоставляет заказчику межевой план, которой сдается уполномоченным лицом в территориальный отдел Федеральной кадастровой палаты Росреестра (далее – ФКП Росреестра).

В результате земельному участку будет присвоен кадастровый номер, а его границы будут отображаться на публичной кадастровой карте. После кадастрового учета земельный участок необходимо будет перевести из муниципальной (или права собственности застройщика) в общедолевую собственность.

Следует отметить, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме переходит бесплатно. При этом с 01.01.2015 г. земельный участок под многоквартирным жилым домом не признается объектом налогообложения по земельному налогу.

Далее кратко опишем ход межевания придомовой территории. Кадастровый инженер может воспользоваться тремя предоставленными федеральным законодательством процедурами: формирование земельного участка, уточненение границ земельного участка и перераспределение земель.

В случае если земельный участок под многоквартирным домом отсутствует, то его формируют что называется «с нуля». Для этого необходимо выполнение одного важного условия – в соответствии со ст. 11.

3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: «в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами».

Таким образом, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории сформировать земельный участок не представляется возможным.

Кадастровый инженер на основе утвержденного проекта межевания территории (руководствуясь приведенными в проекте местоположением, площадью и конфигурацией) подготавливает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанная схема согласовывается органом власти отдельным нормативно-правовым актом и после прилагается к межевому плану.

Зачастую земельный участок под многоквартирным домом прошел государственный кадастровый учет, однако не отображается на публичной кадастровой карте: в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) отсутствует сведения о границах земельного участка.

Это происходит из-за некорректного переноса данных технической инвентаризации или землеустроительной документации в информационную систему государственного кадастрового учета объектов недвижимости. В этом случае кадастровые работы проходят по процедуре уточнения границ.

Наличие проекта планировки территории не требуется. Кадастровый инженер, ориентируясь на указанную в ЕГРН площадь земельного участка, подготавливает Акт согласования границ земельного участка. Акт согласовывается со смежными землепользователями, обычно исключительно с местной администрацией.

После своего подписания Акт согласования подшивается в межевое дело, которое направляется в ФКП Росреестр.

Земельный участок может быть поставлен на кадастровый учет, а его границы отображаться на публичной кадастровой карте. Однако участок может быть сформирован под обрез здания (по фундаменту). Такая практика имела место в середине двухтысячных годов. Экономический и эксплуатационный смысл от формирования земельного участка в таких границах отсутствует.

Для таких случаев в
ст. 11.2. Земельного кодекса РФ предусмотрена процедура перераспределения земельных участков. Процедура «перераспределения земельных участков» относительно нова, поэтому практики работы местных администраций могут отличаться. Открыт вопрос о необходимости наличия утвержденного проекта планировки (межевания) территории. Если руководствоваться ст. 39.

28 Земельного кодекса РФ, то перераспределение земель (земельных участков) находящихся в муниципальной собственности и земельного участка находящегося в общедолевой собственности на территории существующей застройки возможно только в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания.

Однако есть случаи, когда перераспределение осуществлялось без наличия проекта межевания на основе схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Такой подход возможен, если право на земельный участок под многоквартирным домом не зарегистрировано и тогда перераспределение осуществляется между землями (земельными участками) в муниципальной собственности.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Изменение состава имущества или его характеристик, в том числе изменение размера земельного участка является одним из способов распоряжения имуществом.

По этим основаниям органы власти могут потребовать проведения общего собрания собственников жилья с принятием соответствующего решения 2/3 .

Выше были описаны типовые, предусмотренные федеральным законодательством, процедуры. На местах практика принятия решений органами власти и кадастрового учета существенно отличается.

Например, в моем случае, условием согласования Акта границ земельного участка в администрации стало предоставление топографического отчета на придомовую территорию с согласованием прохождения коммуникаций в ресурсоснабжащих организациях (Водоканал, Тепловые сети, Электрически сети, Газовая служба).

Другой важный момент это собственно согласование границ земельного участка администрацией муниципального образования. Статья 36 Жилищного кодекса гласит «…. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».

К сожалению, в настоящее время отсутствуют ясные и понятные нормативно-правовые акты, которые бы юридически описывали процедуру и содержание процесса определения границ придомовой территории.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» утратило силу в 2009 году без принятия нового нормативного акта.

На практике ориентирами при установлении границ считаются документы по отводу земельного участка под строительство многоквартирного дома, проектная документация, данные государственного технического учета. Если документы полностью отсутствуют, то возможно сослаться на СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Судебная практика по вопросам споров, связанных с формированием (уточнением границ) земельных участков под многоквартирными жилыми домами, крайне противоречива. В целом суд встает на сторону органов власти чаще, чем на сторону собственников жилья.

Регистрация общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом также вызывает ряд вопросов. Без соответствующей замены в апреле 2015 года утратил силу Приказ Минюста от 14.02.2007 г. №29.

Он устанавливал процедуру государственной регистрации прав на общее имущество и в настоящее время процедура правоподтверждения права общей долевой собственности нормативно не урегулирована. Неизвестно в каком порядке подавать заявление и с каким комплектом документов.

Соответственно, все операции с земельным участком под многоквартирным домом должны выполняться от имени формального «собственника» – муниципального образования, что крайне затрудняет процесс эксплуатации придомовой территории.

Выходом может стать обращение в Росреестр в свободной форме с заявлением о регистрации общедолевой собственности на земельный участок с приложением права собственности на жилое помещение. Стоит отметить, что в случае нового строительства запись о государственной регистрации права собственности застройщика
на земельный участок погашается на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома органами государственной регистрации.

Источник: http://konserg.ru/news/ekspluatatsiya/kadastr-dlya-zhkkh-formirovanie-zemelnogo-uchastka-pod-mnogokvartirnym-domom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.